муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чертковский детский сад № 3 общеразвивающего вида

Рабочая образовательная программа на 2013 - 2014 учебный год 2 младшая группа


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чертковский детский сад №3 общеразвивающего вида.



«Принято на Совете педагогов Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Протокол № _1 Чертковский детский сад № 3

от «12» февраля 2014 года Приказ №

Председатель педагогического от «12» февраля 2014 года

совета: ____________






Рабочая образовательная программа

на 2013 - 2014 учебный год

2 младшая группа

Составитель: Серова Н.В.

воспитатель высшей категории



















П. Чертково,2014 год.


Раздел I. Пояснительная записка.

1.1. Общая информация


Рабочая программа 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программа обеспечивает равные стартовые возможности воспитанникам к поступлению в школу.

Цельданного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в МБДОУ, социальной ситуацией развития.

Задачи:

1.Обеспечение условий для реализации системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учётом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

2.Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.

3.Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающего современным требованиям.

4.Использование традиционных и инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса.

5.Развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие.

6.Повышение профессионального мастерства педагогов. 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

При формировании Программы учитывались следующие принципы и подходы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно – репродуктивных и проблемно – поисковых методов.

принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы должно соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);

принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип дифференциации и интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия к миру, чувство радости существования, психологическое здоровье, формирование личности

принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;

принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;

принцип культуросообразности. Программа учитывает национальные ценности и традиции в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд);

принцип гуманизации обеспечивает коренное изменение характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателей на личности ребёнка, через:

повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

обеспечение заинтересованности воспитателей в результатах своего труда;

изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;

изменение формы и содержания обучающих знаний;

обогащение жизни детей лучшими образами детской культуры, ориентирующими на нравственные общечеловеческие ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребёнка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, содержания произведений искусства

принцип демократизации - совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей.

по принципу индивидуализации разработано на основе современных научных исследований широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его всестороннее развитие.

Среди подходов к формированию Программы можно выделить:

личностно-ориентирванный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

деятельностный, связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;

аксиологический (ценностный), предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д.;

компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;

диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

системный —в качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;

средовой, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.


Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными

документами:

-Конституцией Р.Ф.,ст.43,72.

-Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- Конвенцией о правах ребенка;

-Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. №2562г.);

-Уставом МБДОУ Чертковский детский сад№3;

-ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155;

-Основной общеобразовательной программой МБДОУ Чертковский детский сад№3;

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.07.2013г. 2.4.1 3049-13.


Учебно-образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «РАДУГА»-Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.( под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёвой и др.) «Просвещение 2004г.»


1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2младшей группы, воспитывающихся в МБДОУ Чертковский детский сад№3 .

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


1.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.


РЕЖИМ ДНЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Приём, осмотр, общение, игры, утренняя гимнастика

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Самостоятельная деятельность детей по интересам,

подготовка к НОД

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность,

образовательные ситуации

9.00-9.40


Второй завтрак

9.45

Подготовка к прогулке, прогулка,

возвращение с прогулки

9.50-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-14.50

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры,

Полдник

15.10-15.35


Самостоятельная деятельность детей, игры,

общение, досуги

15.35-16-10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10-17.30


РЕЖИМ ДНЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЁПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Приём, осмотр, общение, игры, утренняя гимнастика

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Подготовка к прогулке, прогулка,

возвращение с прогулки

Второй завтрак

8.50-12.00


10.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-14.50

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры,

Полдник

15.10-15.35


Самостоятельная деятельность детей, игры,

общение, досуги

15.35-16-10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10-17.30

2.Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.


Дни недели.

НОД

Понедельник

Познавательное развитие

ИЗО

Вторник

Физическое развитие

Речевое развитие

Среда

ФЭМП

Музыкальное развитие

Четверг

Конструирование

Физическое развитие

Пятница

Музыкальное развитие

ИЗО



3.Содержаниеи психолого-педагогической работы по областям.

3.1.Методическое обеспечение работы по образовательным областям


Образовательная область

Название программ

методическое обеспечение

Социально-коммуникативное

«Радуга » под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой и др. Москва «Просвещение»-2004г.

Н.Михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» (Линка-Пресс)2009г.

Л.А.Колунова «Как научить детей играть»

Т.Доронова «Девочки и мальчики 3-4лет в семье и детском саду».

Н.В.Алешина «О знакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»


Познавательное развитие

«Радуга » под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой и др. Москва «Просвещение»-2004г.

В.П.Новикова «Математика в детском саду.»

Н.В.Финогенова «Математика в движении» Издательство «Учитель»2011г.

Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»

(Мозаика-Синтез) 2012г.

Т.И .Гризик «Познаю мир» Просвещение 2002г

Т.И. Гризик «Познаю мир» .Предметы вокруг нас.

Г.Е.Давыдова «Программа «Приключения светофорика»».

А.Дорофеева «Школа семи гномов»Издательство Мозаика-Синтез 2008г.

Речевое развитие

«Радуга » под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой и др. Москва «Просвещение»-2004г.

О.С.Ушакова » Занятия по развитию речи детей в детском саду. »

Л.Н.Елисеева Хрестоматия для маленьких.


Художественно-эстетическое

«Радуга » под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой и др. Москва «Просвещение»-2004г.

Т.С.Комарова » Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей.»

Издательство Мозаика-Синтез Москва 2007г.

К.В.Тарасова «Гармония» Программа развития музыкальности удетей 4г.жизни .Москва 2002г

Т.Н.Доронова»Природа,искусство и изобразительная деятельность детей»М .Просвещение1999г

Т.Г.Казакова»Развивайте удошкольников творчество»М.Просвещение 1985г.

Т.Н.Доронона»Дошкольникам об искусстве»М.Просвещение 2002г.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа Издательский дом»Цветной мир».




Физическое развитие


«Радуга » под ред. Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой и др. Москва «Просвещение»-2004г.

Л.Д.Глазырина «Физическая культура—дошкольникам»

(Гуманитарный издательский

Центр ВЛАДОС) 2001г.

Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 2—4 лет»

(Просвещение) 1983г.


М.Ф.Литвинова «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни»

(Линка-Пресс) 2005г.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) –СПб.:Паритет, 2005 г.



 
5 марта 2014 в 19:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.