муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чертковский детский сад № 3 общеразвивающего вида
Рабочая программа воспитателя Токмак Т.С. на 2014-2015 учебный год.Краткая презентация Рабочей Программы . 1.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа. Программа ориентирована на детей шестого года жизни. В группе 28 детей: Характеристика детей группы по группам здоровья.
Характеристика детей по половым признакам.
Возрастные особенности детей шестого года жизни: В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности- решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением. Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интересов- взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать отношение к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главным источником радости и печали ребёнка. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве продолжают развиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше ребёнок воспринимал то, с чем он действовал, а теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку. Внимание. В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Если ребёнок сосредоточен на каком- либо предмете, он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу- первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные, так и подвижные. Память. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остаётся главным образом механическим. Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Ребёнок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Речь ребёнка всё более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи. Мышление. К 5 годам у ребёнка появляется способность удерживать в сознании уже отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи. Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой-обратимое действие, а срезание цветов- необратимое. На основе яркого зрительного представления ребёнок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи. Способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребёнку представлять себе прошлое и будущее, выстраивать картину роста и развития в мире живой природы, процесса изготовления какой-либо вещи и т.п. Ребёнок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя в более младшем возрасте, задаёт об этом вопросы взрослым. Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребёнка с его семейным(генеалогическим) деревом. Деятельность. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях, освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В играх детей теперь можно видеть полноценный развёрнутый сюжет, который протяжён во времени. Они могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настольные, настольно-печатные игры, подвижные игры требуют от ребёнка не только подчинения своего поведения внешней норме- правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность. Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых сообществ: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами, а также законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребёнка предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке. На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие. Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между 5и7 годами, имеет, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, решающее значение для готовности ребёнка к школьному обучению. Сознание. Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий- способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребёнок уже успешно использует в практике, но пока не рефлексивно. Он может осознавать , например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очерёдность). В этом возрасте происходит активное осмысление жизненных ценностей. Оно происходит параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ребёнка и построением образа будущего. Данный возраст- период многоаспектной социализации ребёнка. Одной из её сторон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой-своим народом, своей страной. Старший дошкольный возраст имеет решающее значение для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. Личность. Отношение к себе. Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Пятилетний возраст-возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, а мальчики к мужчинам. Если до сих пор ребёнка интересовал окружающий мир, то в 5 лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил её. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. После 5 лет у детей начинают проявляться представления не только о том, какие они есть , но и о том, какими они хотели бы быть. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают проявляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называется расслоением образа Я на Я-реальное, это те качества, по поводу которых ребёнок считает , что они у него имеются; и Я-потенциальное, куда входят как положительные черты , которые ребёнку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он бы не хотел иметь. Источником отношения ребёнка к себе являются оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Изучение большого числа детей показало, что они имеют совершенно определённое мнение о том, как к ним относятся окружающие. Важно, как сам ребёнок воспринимает это отношение, ибо ведёт он себя в соответствии с тем, как оно видится ему. В большинстве случаев дети считают, что лучше всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы. Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был для ребёнка безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета. Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линии психического развития , соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем. Интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Так, длительные и сильные огорчения ребёнку начинает доставлять нежелание привлекательного в его глазах сверстника играть и общаться с ним. Новыми сторонами, определяющими отношение детей друг к другу и чрезвычайно занимающими их, являются их личные качества и характер взаимоотношений.
1.2. Используемые Примерные программы. Рабочая программа воспитателя Токмак Т.С. разработана в соответствии с: -Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 9.12.2012 года; -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ,зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г; -СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564),утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013- № 26; -комплексной программой «Радуга» Т.Н.Дороновой. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в пункте. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Цель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка. Задачи работы с родителями выполняются при условии: - целенаправленности; - систематичности и плановости; - доброжелательности и открытости; - дифференцированного подхода к каждой семье. Формы работы с родителями: Информативные: - индивидуальные беседы, консультации - родительские собрания - дни открытых дверей - информационные стенды - выставки детских работ - экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей); Обучающие: - семинары – практикумы - тренинги - конкурсы совместных рисунков, поделок - совместные проекты - совместные праздники, досуги - консультации по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развитие речи и речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения и др. Исследовательские: - анкетирование - тестирование Методы изучения семьи: - анкетирование родителей; - беседы с родителями; - беседы с детьми; - наблюдение за ребёнком; - изучение рисунков на тему «Моя семья»; - обсуждение этих рисунков с детьми и родителями; - посещение семьи ребёнка; - проведение съёмок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями. - создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья. - организация конкурсов и выставок детского творчества. Взаимоотношения междуродителями (законными представителями) детей старшей группы и МБДОУ Чертковский детский сад №3 регулируются договором между ними, включающим в себя взаимные права, обязанности, ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в ДОО , а также размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольных группах. Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2014-2015 год. СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
24 октября 2014 в 13:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.