муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чертковский детский сад № 3 общеразвивающего вида

Рабочая программа воспитателя Токмак Т.С. на 2014-2015 учебный год.

 Краткая презентация Рабочей  Программы .

1.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.

Программа ориентирована на детей шестого года жизни.

В группе 28 детей:

Характеристика детей группы по группам здоровья.

1 группа

2 группа

3группа

22 ребёнка

5 детей

1 ребёнок

Характеристика детей по половым признакам.

Девочки

Мальчики

14 человек

14 человек

Возрастные особенности детей шестого года жизни:

В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности- решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение  собственным поведением.

Эмоции.  Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интересов- взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать отношение к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главным источником радости и печали ребёнка. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве продолжают развиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше ребёнок воспринимал то, с чем он действовал, а теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку.

Внимание. В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Если ребёнок сосредоточен на каком- либо предмете, он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу- первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные, так и подвижные.

Память. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остаётся главным образом механическим. Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Ребёнок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

Речь ребёнка всё более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи.

Мышление. К 5 годам у ребёнка появляется способность удерживать в сознании уже отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи. Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой-обратимое действие, а срезание цветов- необратимое. На основе яркого зрительного представления ребёнок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи. Способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребёнку представлять себе прошлое и будущее, выстраивать картину роста и развития в мире живой природы, процесса изготовления какой-либо вещи и т.п. Ребёнок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя в более младшем возрасте, задаёт об этом вопросы взрослым. Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребёнка с его семейным(генеалогическим) деревом.

Деятельность. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях, освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В играх детей теперь можно видеть полноценный развёрнутый сюжет, который протяжён во времени. Они могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настольные, настольно-печатные игры, подвижные игры требуют от ребёнка не только подчинения своего поведения внешней норме-  правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность. Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых сообществ: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами, а также законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребёнка предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке.

На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие. Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между 5и7 годами, имеет, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, решающее значение для готовности ребёнка к школьному обучению.

Сознание. Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий- способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребёнок уже успешно использует в практике, но пока не рефлексивно. Он может осознавать , например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очерёдность).

В этом возрасте происходит активное осмысление жизненных ценностей. Оно происходит параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ребёнка и построением образа будущего. Данный возраст- период многоаспектной социализации ребёнка. Одной из её сторон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой-своим народом, своей страной. Старший дошкольный возраст имеет решающее значение для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

Личность. Отношение к себе. Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я.

Пятилетний возраст-возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, а мальчики к мужчинам. Если до сих пор ребёнка интересовал окружающий мир, то в 5 лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил её. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни.

После 5 лет у детей начинают проявляться представления не только о том, какие они есть , но и о том, какими они хотели бы быть. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают проявляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называется расслоением образа Я на Я-реальное, это те качества, по поводу которых ребёнок считает , что они у него имеются; и Я-потенциальное, куда входят как положительные черты , которые ребёнку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он бы не хотел иметь.

Источником отношения ребёнка к себе являются оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Изучение большого числа детей показало, что они имеют совершенно определённое мнение о том, как к ним относятся окружающие. Важно, как сам ребёнок воспринимает это отношение, ибо ведёт он себя в соответствии с тем, как оно видится ему. В большинстве случаев дети считают, что лучше всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы.

Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был для ребёнка безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета.

Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линии психического развития , соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем.

Интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Так, длительные и сильные огорчения ребёнку начинает доставлять нежелание привлекательного в его глазах сверстника играть и общаться с ним. Новыми сторонами, определяющими отношение детей друг к другу и чрезвычайно занимающими их, являются их личные качества и характер взаимоотношений.

 

1.2. Используемые Примерные программы.

Рабочая  программа воспитателя Токмак Т.С.  разработана в  соответствии  с:

-Федеральным Законом «Об образовании в  Российской Федерации» N 273-ФЗ от 9.12.2012 года;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ,зарегистрированным  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г;

-СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564),утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013- № 26;

-комплексной программой «Радуга» Т.Н.Дороновой.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

 Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей  и  направлена  на  решение  задач, указанных  в  пункте. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик  дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

 

 1.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Семья  для  дошкольника – необходимая  социальная  среда,  в  которой  развивается  личность  ребёнка. Цель сотрудничества  педагога, воспитателя  с  семьёй  понимается  как процесс  межличностного  общения,  формирующего  у  родителей  сознательное  отношение  к  собственным  взглядам  в  воспитании  ребёнка.

Задачи  работы  с  родителями  выполняются  при  условии:

- целенаправленности;

- систематичности  и  плановости;

- доброжелательности  и  открытости;

- дифференцированного  подхода  к  каждой  семье.

Формы  работы  с  родителями:

Информативные:

- индивидуальные беседы, консультации

- родительские собрания

- дни открытых дверей

- информационные стенды

- выставки детских работ

- экскурсии  по  детскому  саду (для  вновь  поступающих  детей  и  родителей);

Обучающие:

- семинары – практикумы

- тренинги

- конкурсы совместных рисунков, поделок

- совместные проекты

-  совместные праздники, досуги

- консультации  по  вопросам  адаптации  ребёнка к  детскому  саду, развитие  речи и  речевой  коммуникации  по  развитию  у  детей  любознательности,  воображения и  др.

Исследовательские:

- анкетирование

- тестирование

Методы  изучения  семьи:

- анкетирование  родителей;

- беседы  с  родителями;

- беседы  с  детьми;

- наблюдение  за  ребёнком;

- изучение  рисунков  на  тему  «Моя  семья»;

- обсуждение  этих  рисунков  с  детьми  и  родителями;

- посещение  семьи  ребёнка;

- проведение  съёмок  на  фото  и  видео  индивидуальной  и  групповой  деятельности  детей  с  дальнейшим  показом  и  обсуждением  с  родителями.

- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья.

- организация конкурсов и выставок детского творчества.

Взаимоотношения междуродителями (законными представителями) детей старшей группы и МБДОУ Чертковский детский сад №3  регулируются договором между ними, включающим в себя взаимные права, обязанности, ответственность  сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в ДОО , а также размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольных  группах.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2014-2015 год.

СЕНТЯБРЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Оформление родительского уголка, папки передвижки «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

 

Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания ребенка в детском саду.

Воспитатели.

2.

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшей группы».

Знакомство родителей с целями и задачами воспитания и обучения детей на учебный год. Выборы родительского комитета.

Воспитатели, психолог, родители.

3.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!».

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Родители, дети.

4.

Консультация «Портфолио дошкольника».

 

 

 

Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного  портфолио!  Внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада.

 

Воспитатели.

ОКТЯБРЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Тематический праздник: «Дорогие мои старики».

Воспитывать любовь и уважение к бабушкам, дедушкам. Проводить активно совместные праздники.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

2.

Круглый стол «Воспитываем добротой».

Создание альбома «Семейные фотографии»: «От улыбки хмурый день светлей».

Воспитатели, родители, дети.

3.

Семинар: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».

Заинтересовать родителей совместно-спортивной деятельностью с детьми, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Воспитатели, медицинская сестра.

4.

Конкурс:  «Дары осени».

 

Совместно приготовить поделки с использованием даров осени, интересно оформить, используя стихи, рекламу.

Родители, дети.

 

НОЯБРЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

День добрых дел «Наши меньшие друзья!» (изготовление кормушек для птиц).

 

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

 

Родители, воспитатели, дети.

2.

Консультация:  « Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».

 

 

Картотека развивающих игр для родителей. Дать углублённые знания о математических развивающих играх, о совместной деятельности с детьми.  Рекомендации по приобретению игр для закрепления определённого материала.

 

 

Воспитатели.

3.

Родительский форум «Поговорим о нравственности».

Папка-передвижка:  «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».

 Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить проблемы в общении с детьми.

 

Воспитатели, родители.

4.

Оформление выставки детских работ посвященных Дню Матери.

Порадовать в День Матери, мамочек детскими работами, сделанными своими руками. Воспитывать любовь к родным.

Воспитатели, дети.

 

ДЕКАБРЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Консультация медсестры «Профилактика детских болезней».

 

С целью профилактики простудных заболеваний ОРЗ, ОРВИ, ГРИППА. Дать советы как укрепить здоровье ребенка, повысить сопротивляемость его организма к болезням.

Медицинская сестра.

2.

Семинар-практикум «Безопасность детей в новогодние каникулы».

Научить ребенка не допускать возникновения пожароопасной ситуации, знакомить с правилами поведения при пожаре, используя наглядные средства, разыгрывание ситуаций.

Воспитатели, родители.

3.

Проект: «Новогодний сапожок».

Изготовить подарок для детей к новому году.

Воспитатели, родители.

4.

Праздник  «Новогодний карнавал».

 

Создание праздничной атмосферы в преддверии нового года. Совместное приготовление карнавальных костюмов.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

 

ЯНВАРЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Конкурс  семейных фотографий «Зимние  забавы»

 

Привлечение родителей к участию в фотовыставке.

Развитие  творческого взаимодействия  родителей  и  детей.

 

Воспитатели, родители, дети,

2.

Оформление памяток «Оздоровительно – развивающие  игры  с  детьми  дома»

 

Привлечение внимания  родителей  к  вопросам  оздоровления  детей, реализация  единых  методов оздоровления  в  детском  саду  и  дома.

 

Воспитатели.

3.

Консультация «Одежда детей зимой»

 

Рекомендовать родителям, как одевать детей зимой на прогулку.

Воспитатели.

 

ФЕВРАЛЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Папка-передвижка для родителей  «Азбука  общения  с  ребенком».

 

Обогащение педагогических умений родителей  новыми приемами  в  общении  с  ребенком.

 

Воспитатели.

2.

Консультация «Роль отца  в  воспитании  ребенка».

 

Изменение позиции  отцов  по  отношению  к  вопросам воспитания детей.

Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Воспитатели, папы.

2.

Шоу викторина к 23 февраля  «Суперпапа».

 

Активизация  пап  в  жизни группы.

Создание атмосферы общности интересов  детей  и  родителей. Развивать желание проводить совместно праздники, получать заряд эмоций.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

4.

Оформление папки раскладушки «Как предупредить весенний авитаминоз».

Дать понятие, что такое авитаминоз. Каким образом можно бороться и получать необходимые витамины.

Медицинская сестра.

МАРТ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Стенгазета «Мама,  мамочка,  мамуля!»

Демонстрация уважительного отношения  детского  сада  к  семейным  ценностям.

Развитие  позитивного  отношения  родителей  к детскому саду. Воспитывать любовь к близким.

Воспитатели, дети.

2.

Праздничное развлечение, посвященное Дню 8 Марта.

Провести развлечение с участием мам. Воспитывать чувство гордости к родным, развивать позитивное отношение к детям.

Воспитатели, мамы, дети, музыкальный руководитель.

3.

Выставка  совместных  работ  родителей  и  детей  «Мы  с  мамой  мастерицы!»

 

Привлечение мам к совместному участию в жизни группы, деятельности ребенка дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность.

Родители, дети.

4.

Масленица «Проводы зимы!»

Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

День смеха «Смейся, сколько хочешь».

Приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить праздник.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.

2.

«День  здоровья».

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

Формирование  представлений о здоровом  образе  жизни  в  семье. Привлечение  родителей  к  активному  участию  в спортивном празднике. 

Воспитатели, родители, дети.

3.

Консультация-практикум «Шустрики и скромники».

 

 

Дать рекомендации по построению общения с разными типами детей: гиперактивных и пассивных.

Анкетирование. Рекомендации и упражнения по построению общения с детьми разных типов. Приглашение родителей на режимные моменты в сад.

 

 

Воспитатели, родители, дети.

4.

«Весеннее огородное чудо» (совместная вечерняя деятельность с родителями).  

 22 апреля - День земли.

 

 

Научиться в совместной деятельности из бросового материала и самоклеющейся бумаги изготавливать чудесные горшочки и высаживать в них семена растений. Воспитывать интерес к земле, условиям роста растений, желание ухаживать, наблюдать.  

Помощь родителей в посадке и оформлении огорода, сборе информации для паспортов растений.

 

Воспитатели, родители, дети

 

МАЙ

 

Активная форма работы

Цель

Ответственные

1.

Фотоотчёт «Мир глазами детей».

 

Выставки детского изобразительного творчества. Дать возможность родителям увидеть своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к творческому процессу воспитания детей. Ответы на вопросы, предложения родителей.

Родители, воспитатели.

2.

Час общения «9 мая – День Победы».  Выставка «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то».

Посещение праздничных мероприятий, мемориала памяти в поселке. Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.  Работа с родительским комитетом по организации встречи с ветераном.

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.

3.

Итоговое родительское собрание: «Как повзрослели наши дети».

Анкетирование.

 

Дать информацию об успехах детей за прошедший год.

Определение успешных мероприятий и  форм  работы  с родителями.

Воспитатели.

24 октября 2014 в 13:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.